На родной земле...

Автор: Админ. Опубликовано в Хочу все знать

...Эти стихи княгиня Екатерина Александровна Мещерская передала в редакцию журнала «Славяне» летом 1992 года, предварив их следующим пояснением:  
   «Я не поэт, этого дара мне не дано. Стихосложения не изучала, стихи пишу плохо: но когда они мною овладевают, то не дают мне ничем другим заниматься. Тогда записываю их, кладу куда-то среди бумаг и часто о них забываю. Такая участь постигла и эти листки. Когда я случайно их нашла и перечитала, то увидела, что они, хотя написаны с перерывами многих лет, однако имеют одну общую канву. Так и получилась эта трилогия, которую я вовсе не задумывала и которой дала одно общее заглавие».
   К сожалению, опубликовать стихи не удалось: журнал, как и многие другие патриотично ориентированные издания, вскоре перестал существовать. Причины нет смысла называть, события тех лет еще живы в памяти. Тема, которой посвящена трилогия, очень для автора дорога, она хотела быть услышанной, хотела, чтобы Родина знала, как любила ее дочь. По сути, это объяснение в любви, любви безответной, но не менее от этого страстной, верной и действенной. Екатерины Александровны давно уже нет, а чувство вины осталось, что не сбылись ее ожидания. И хочется надеяться, что эту несправедливость теперь удастся исправить.     

Публикация подготовлена Р. Кошурниковой


Екатерина МЕЩЕРСКАЯ

«НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ…»
(трилогия)

I. ПЕТРОВСКОЕ

      Из наших трех имений и двух дворцов милее всех мне было Петровское. После революции я ежегодно посещала дорогие моему сердцу места. Гибель дворца пережила с большой душевной болью.

      Петровское… Сюда пришла я снова.
      Зов детства милого меня к тебе привлек.
      Завороженная картинами былого,
      Брожу, как странница, в пыли родных дорог.
      Душе измученной, душе испепеленной
      Забвенья нет. Здесь казнь и нагота:
      Рукой вандала, слепо озлобленной,
      Обезображены заветные места.
      Парк милый вырублен. Затоптаны аллеи…
      Куда девались клумбы и цветы?
      Зато повсюду ярко зеленея,
      Картофель поднял пышные кусты.
      Где статуи?.. В их свите уникальной
      Старинный парк ночами засыпал.
      Расхищены… Гробницею печальной
      В траве мелькает серый пьедестал.
      Где рыцари? Пажи и баядеры?
      И гербы стройные с фиалами в руке?
      Где Медицейской трепетной Венеры
      Черты небесные?.. Как будто бы к реке
      Она, стыдливая, зажав хитон, спускалась…
      Нет! Ничего от детства не осталось.
      Все срублено… истоптано… разбито…
      Как вереница дней моих – изжито.
      
      А ты, свидетель стольких поколений,
      Архитектуры редкий образец,
      Ты, Зодчего бессмертного творенье,
      Что сделали с тобой? О, наш дворец!..
      Вид разрушенья страшен и печален.
      Вот эти камни звали мы дворцом?!
      Средь динамитом взорванных развалин
      Стою одна над милым мертвецом…
      Коза теперь на привязи пасется
      В тени колонн, заросших лопухом.
      Крик петухов веселый раздается
      В курятниках, настроенных кругом…
      Окаменев от горя, я стояла
      Над красотой, разрушенной дотла,
      Слеза невольная из глаз моих бежала,
      Разбитый камень я рукою обняла.
      Почудилось ли то душе усталой?
      Под пальцами теплее камень стал.
      И в шорохе листвы я услыхала,
      Как будто бы дворец мне отвечал:
      «Не плачь о том, что неразумны дети
      Седой земли… Что динамит разбил
      Мою красу, которую столетья
      Для стольких поколений я хранил.
      В лесах дремучих я вознесся гордо
      Дворцом охоты русского Двора.
      Родился я по мановенью твердой
      Руки талантливой великого Петра!
      Издалека серебряный мой купол
      Сиял на солнце и в лучах луны.
      Казались мне не боле жалких кукол
      Людишки, их богатства и чины.
      Как много их я видел у подножья
      Моих ступеней… Стольким я служил!
      Владели мною графы и вельможи,
      По завещаньям я переходил…
      Великим Разумом наш век измерен,
      Кто час последний свой определил?
      Но лишь Мещерским я остался верен:
      Их имя на себе я сохранил.
      Рука Судьи владела волей дерзких,
      И уничтожили они меня,
      Но вышло так: я был дворцом Мещерских
      И больше уж ничьим не буду я.
      Я сохранил в моей двусветной зале
      Следы бесчисленных родных шагов.
      Здесь голоса знакомые звучали
      И замерли в тоске прощальных слов.
      В моих покоях отражал я тени
      Твоей всей жизни… На моих глазах
      Ребенком ты взбиралась по ступеням,
      Потом кружилась в танце на балах.
      Пронесся ураган по воле рока,
      Все прахом по ветру развеяв далеко…
      И вот теперь: больной и одинокой
      Тебе стоять на пепелище нелегко!..
      Не плачь и не оплакивай развалин,
      Вся жизнь полна превратностей и лжи…
      Возьми на память маленький мой камень,
      На стол свой письменный с любовью положи.
      И в памяти твоей порой восстанут:
      Четыре дома, парк, моя краса,
      А в сердце любящем звучать не перестанут
      Ушедших незабвенных голоса!..»
      

II. СФИНКС
      
      Проследовали годы… Среди написанных мною оказалось другое стихотворение. Вот как оно возникло: в Москве жил знаменитый фотограф Сергей Еремин. В первые годы революции он, желая отстоять архитектурные ценности, стал снимать гибнущие подмосковные имения. Мой муж И.С. Богданович после смерти Еремина отыскал вдову покойного. У нее ему удалось купить несколько снимков наших имений (которых у нас уже не сохранились). Среди них оказалось фото одного из двух сфинксов, стороживших вверху лестниц вход во дворец. Этот снимок меня очень взволновал, и той же ночью я написала стихи.
      
      Я уж в конце пути, у полосы заката.
      Бледнея, тает вереница дней.
      Мне надо позабыть, что я жила когда-то
      Среди семьи, в кругу моих друзей.
      Все сожжено дотла… И этот серый пепел
      Не горячит ступни моих усталых ног.
      Молюсь, чтоб час последний был бы светел,
      Чтоб позабыть тоску исхоженных дорог.
      И вдруг… внезапный смерч! В руках чужих случайно
      Я нахожу тебя, души кровавый след,
      Кусок родной земли, на нем извечной тайны
      Твой, незабвенный сфинкс, твой темный силуэт!..
      И мигом все смело: и кротость примиренья,
      И мудрые слова евангельских молитв.
      Я вся во власти вас, воскресшие виденья!
      Смотрю, не нагляжусь, дыханье затаив.
      О, лев таинственный, с лицом прекрасной девы,
      С когтями хищными, с венцом на голове!
      Ты сочетаешь странные напевы
      В своем загадочном, двуликом естестве:
      К тебе я девочкой зимою приходила.
      В снегах дремали лестницы дворца,
      И странным в снежном покрывале было
      Мне выраженье твоего лица.
      Тебя всегда немножко я боялась.
      Но  часто, подойдя, счищая снег,
      Волос твоих холодных я касалась
      И длинных, широко раскрытых век…
      Но были ночи летние, хмельные,
      Все окна во дворце освещены.
      Мазурки, вальсы, танцы огневые
      Врезались в дрему сладкой тишины.
      Ракета праздника не раз взрывалась,
      Я помню, как пылающим огнем
      Она, румянцем власти разгоралась
      На гордо-царственном лице твоем.
      Игра огней тебя преображает:
      Медь вековая точно ожила,
      Дрожь по спине волною пробегает.
      И лапа злобно когти собрала…
      Но свет погас… Недвижен в изваянье
      Безжизненный, бесчувственный металл,
      И снова символ вечного молчанья
      Передо мной чудовищем лежал.
      Забыть ли день, когда толпа, дурачась,
      Взломала двери белые дворца,
      Ворвавшись в комнаты, дралась и, спотыкаясь,
      Несла домой добычу… А с крыльца
      Ты, на бесчинство буйное взирая,
      Смотрел пустой глазницей, не мигая…
      Еще был день. По каменным ступеням
      С любимым вместе я к тебе пришла.
      Мы встали рядом, и слились две тени
      С твоею третьей… И нависла мгла
      Вечерняя… А ты смотрел печально,
      Исполнен был пророчества твой взор:
      И вместо счастья траур погребальный
      Мне подвенечный заменил убор.
      
      Давным-давно в бесславном поединке
      Дух побежден… Проиграна судьба?..
      Как ты таинственна! Она ни с кем не схожа:
      Таит загадок сомкнутых кольцо…
      О, милый сфинкс! Как на тебя похоже
      Ее холодное и странное лицо!


III. РОДИНА
      
      Эти стихи я писала в минуты горьких раздумий. Не хочу лгать: они плохо ложились на бумагу, давались нелегко. Многое сократила, многое разорвала и многое сожгла. Вот что осталось…
      
      О, Родина моя! О, горькая земля…
      Какой отверженной, бесправной, одинокой
      Я по тропам твоим тернистым шла,
      Растратив жизнь в борьбе ожесточенной.
      О, Родина! Зачем меня взрастив
      Под ласковым своим гостеприимным небом,
      Ты, имени отца мне не простив,
      Меня лишала то труда, то хлеба?
      Я в городе росла, где на плакатах ты
      То негра, то китайца рисовала.
      Была для них – маяк мечты,
      Сынами их своими называла.
      Им матерью была ты, Родина моя,
      И людям разных стран, обычьев и наречий,
      Ты сердце жаркое и полное огня
      Радушно раскрывала им навстречу.
      Я ж по тебе изгнанницей прошла:
      Был отнят кров, приюта я искала,
      Оплакать я крестов могильных не могла,
      Я просто счет могилам потеряла…
      Виновна ль я в рождении моем?
      Ты за него мне мстила непреклонно,
      И мстила лишь за то, что над моим гербом
      Была моих отцов-князей корона.
      Ребенок?.. Сколько лет о нем
      Мечтала и растить хотела,
      Но был бы он «лишенец», и клеймом
      На нем проклятье б злобное горело.
      Я знала: у меня не будет дома,
      Друзья меня покинут из боязни.
      А слово «бывшая» на лицах незнакомых
      Рождало тени явной неприязни.
      Забыть ли ночи?.. Стук прикладов грозный, –
      Пришли за нами. С матерью вдвоем
      С постели теплой в час холодный, поздний
      Уводят нас… Мы покидаем дом.
      Донос ли то? Ошибка? Иль в газетах
      Написано, что там, в чужой стране,
      Враг поднял голову, а мы вот здесь, за это
      Должны быть взяты по чужой вине?..
      
      И вновь просвет решетчатых оконцев
      На стенах камеры, похожей на канву:
      Мысль неотвязная: «Нам не увидеть солнца
      И неба милого родную синеву»…
      Потом – свобода. Труд и хлеб потерян.
      Голодные, пустые вечера, –
      И человек не может быть уверен,
      Что не вернется грозное «вчера».
      За каждый новый день, за ясный свет его,
      Как жадный ростовщик, ты векселя писала.
      Я оплатила все их! Все до одного!
      Я больше не должна. Я все перестрадала!..
      Закат настал. Порой в воспоминанье
      Вдруг воскресает жизнь бесплодная моя.
      Как символ адских пыток, казней и страданий…
      О, мачеха моя! О, русская земля!..
      
      Но я люблю тебя, суровую и злую,
      И каждою твоей травинкой дорожу.
      За что? За что тебя люблю я?
      Сама, пожалуй, я ответ не нахожу.
      Но связана всей сущностью своею
      С твоей душистою лесной тропой,
      С туманами, что под вечер, белея,
      Лениво тянутся над сонною рекой.
      Люблю я ландыш, самый первый, нежный,
      С волнением найти и не сорвать!
      А летом знойным, средь хлебов безбрежных
      Прилечь на узенькой меже и отдыхать.
      В тот час хочу с тобой я помириться:
      Сказать тебе: «Не мучай! Пощади!
      Ведь я – твоя мельчайшая частица,
      И жизнь моя, и смерть – все на твоей груди!»